Дана Карерра
Магия
"Магия" - слово, которое мы слышим с самого детства. Это слово завораживает, притягивает, иногда пугает. Сначала мы встречаемся с магией на страницах детских книг, которые читают нам родители, потом мы идем в школу, институт, на работу, и это слово не перестает нас преследовать: магия чисел, магия слова, магия цвета, магия имени, магия звезд, магия жестов. Но детские впечатления с течением времени стираются, заносятся пылью повседневности, и магическое восприятие мира уходит, уступая место обыденности. Мы перестаем верить в то, что когда-то для нас было само собой разумеющимся. Магия и волшебство уходят из нашей жизни. Тем не менее, понятие "магия" имеет под собой не просто многовековую историческую основу и практический инструментарий, но и абсолютно реальное и ощутимое отражение в пространстве человеческого "повседневного" опыта.
Кто такие маги?
Маг, волхв, шаман, колдун, ведьма, знахарь, ведунья, ворожея... Как много названий подарило нам время для определения людей, обладающих знаниями и способностями, которые простому человеку кажутся сверхъестественными и волшебными. Мы употребляем эти слова в различных интерпретациях и вкладываем в каждое из этих слов свой смысл, который сформировался у нас с детства, под влиянием страшных историй, рассказов, сказок и легенд. Также как сложно законченному материалисту поверить в существование не только земной материи, но и других, неизвестных и неизмеримо Высших сил, так же порой нам трудно избавиться от детских "сказочных" стереотипов в понимании этих слов. Стоит нам произнести слово "ведьма", как наше воображение рисует древнюю старуху со всклоченными волосами, колдующую над кипящим котлом с сушеными лягушками или, летящую на метле на фоне полной луны. Знахарь представляется старичком с бородой до пояса, с котомкой, набитой различными целебными травами. Маг, волхв - опять-таки старик в конусообразной шляпе, в мантии и с волшебным посохом в руках... В любом случае, способности и знания этих людей, как бы мы их не называли, неизвестны и непонятны, а что непонятно - пугает. Давайте постараемся понять, кто эти люди, что обозначают эти слова и, сделаем это на основании исторических фактов и небольшого лингвистического анализа.
Само слово Маг происходит от слова Магия, которое, в свою очередь, имеет своим корнем греческое слово "мегус", что означает "великое" (как великая наука) или от греческого слова "магейн", наука и религия. Следовательно, слово Маг означает "обладающий знаниями великой науки". Маг работает в согласовании с естественными законами Вселенной и, благодаря своим знаниям, знает, как добиться эффекта и результата, который обычному человеку покажется чудом. Магия сама по себе нейтральна, вне морали. А различие между "черной" и "белой" магией обусловлено душевными качествами и понятиями о добре и зле каждого конкретного мага, ведуна, колдуна и т.д. В летописях и исторических свидетельствах мы находим массу примеров, где один колдун наводит беды, лихо, лишает человека жизни, а второй колдун вызывает благодатный дождь, возвращает человека к жизни, используя "мертвую" и "живую" воду. Заметьте, название этих людей одинаково. Слово Маг, по сути дела, является собирательным образом всех понятий, о которых мы упоминали вначале и о которых поговорим ниже.
Следующее слово, наверное, самое спорное и вызывающее у многих негативные эмоции и страх - ведьма, ведунья. Но даже в страшные времена инквизиции находились умные, ученые люди, которые не побоялись освятить в своих трудах истинное значение этого слова. Таким ученым был Генри Мор, ученый из Кембриджа, который написал в 17 веке трактат по колдовству и объяснил само значение слова ведьма. В английском языке слово "witch" (ведьма) по толкованию доктора Мора, означает не более чем "мудрая женщина". Это слово произошло от английского глагола "weet", что означает - знать. Поэтому "witch" (ведьма) означает просто "знающая женщина". Это определение, как зеркальное отображение значений славяно-русских названий для слов ведьма и ведун. И то, и другое слово происходит от глагола "ведать, знать". Те же значения имеют эти слова и в немецком, греческом, англосаксонском языках, на санскрите. Согласитесь, не может быть случайностью, что в стольких языках значение этого слова происходит от одного глагола, имеющего один смысл - знать, а не, например, "злой". Нигде, ни в одном языке, те слова, о которых мы с вами говорили, не происходят от слов, обозначающих зло, но в любом языке - от слова "знание".
Другими русскими обозначениями колдуна и ведьмы, являются знахарь и знахарка, имеющие тот же самый славянский корень - знать. По словам Генри Мора, под этими словами подразумеваются "люди, обладающие знанием и умением совершать или говорить необычное".
В словаре В. Даля, являющимся несомненным памятником русской словесности, мы встречаем следующее определение знахаря: "Знахарь (знахар, ворожейка, ворожильник, лекарь, лечейка, шептун) - человек, умеющий при помощи магии и различных предметов (растений, золы, углей и т.д.) исцелять больных и скот. Знахарь может предсказать и будущее посредством гадания. Также знахарь - в области приворота - он привораживают девушкам женихов, охраняет на свадьбе от порчи. Также знахарь умеет уничтожить в доме вредителей - насекомых, мышей, защитить посевы от них же, обеспечить рыбаку удачу на рыбалке. Знахарство - не только мужское, но и женское занятие".
Целительство во все времена было сферой деятельности знахарей, колдунов и ведьм. Такие люди часто рождались с даром лечения прикосновением, многие занимались изучением лечебных трав и передавали знания в своих семьях из поколения в поколение. Лечение прикосновением рук, как и лечение травами, использовали еще 15 000 лет назад. Эти виды лечения применяли в Древней Индии, Китае, Тибете, Египте и Халдее, о них упоминается в Новом и Старом Завете. Следовательно, не возникает сомнения в том, что знахари, колдуны, ведьмы и маги наследовали и наследуют по сию пору высшие знания, известные с древности.
И, наконец, наиболее близкое нашей, русской, славянской культуре определение мага и колдуна - волхв. Волхв - одно из древнейших названий кудесника, сильного ведуна. Волхвы, согласно Святому Писанию, приносят дары младенцу Христу. В летописях волхв - провидец, предсказавший гибель князю Олегу. Волхвы, кудесники были колдунами особого ранга, влиявшими на государственный и общественный быт. Так как жрецы издревле именовались у славян волхвами, а их деятельность - волхованием, то впоследствии это слово стало синонимом волшебства и чародейства. Волхвы знали множество метеорологических примет, силу и действие разных трав и умело применяли гипноз. В некоторых случаях у славян и князья воспринимались как волхвы. Например, считали, что князя Всеслава Полоцкого "мать родила от волхования" (т.е. с помощью заговоров). И, волхвы навязали ему на голову науз ("волшебный узел"), наделив князя сверхъестественными способностями. Образ князя - волхва, предводителя дружины, всесильного колдуна нашел отражение и в былинах. В былине о Вольге (Волхве) Всеславьевиче он, воин, богатырь, оборачивался то щукой, то волком, то птицей.
Волхвы обладали серьезными познаниями в нетрадиционной медицины, применяли кроме фитотерапии, ядолечение, гипнотическое, экстрасенсорное и ряд других воздействий, тем самым были способны излечить многие тяжелые недуги.
Мы прошлись по истории и культуре разных народов, разобрались в тонкостях грамматики разных языков и все для того, чтобы понять, что названий много, суть - одна. И как бы не звучало название - маг, чародей, шаман, знахарь, колдун, ведьма – что они суть человека, обладающего некими знаниями и осознавшие свои способности как человеческого существа, неизвестными обычному человеку. Главное, чем обладают все эти люди- личная сила и намерение, способное изменить реальность, или описание мира, как для себя, так и для человека, который обращается к ним за помощью.
Принципы магии
Магическое мышление основывается на двух принципах. Первый из них гласит: подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта.
Первый принцип может быть назван законом подобия, а второй — законом соприкосновения или заражения. Из первого принципа, а именно из закона подобия, маг делает вывод, что он может произвести любое желаемое действие путем простого подражания ему.
На основании второго принципа он делает вывод, что все то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие и на личность, которая однажды была с этим предметом в соприкосновении (как часть его тела или иначе). Гомеопатической, или имитативной, магией можно назвать колдовские приемы, основанные на законе подобия. Контагиозной магией могут быть названы колдовские приемы, основанные на законе соприкосновения или заражения.
Итак, гомеопатическая, или имитативная, магия. Вероятно, наиболее привычным применением принципа «подобное производит подобное» являются предпринимавшиеся многими народами в разные эпохи попытки нанести вред врагу или погубить его путем нанесения увечий его изображению или уничтожению последнего в полной уверенности, что человек, против которого направлены эти магические действия, испытает при этом те же страдания или умрет. В доказательство широкой распространенности этого обычая во всем мире и его удивительной живучести приведем здесь лишь некоторые из очень многих примеров.
Тысячелетия тому назад этот принцип был известен колдунам Древней Индии, Вавилона и Египта, равно как Греции и Рима. А в наши дни к нему прибегают маги Австралии, Африке и Шотландии. Индейцы Северной Америки верят, что, нарисовав чью-то фигуру на песке, золе или глине или приняв за человеческое тело какой-то предмет, а затем, проткнув его острой палкой или нанеся ему какое-то другое повреждение, они причиняют соответствующий вред изображенному лицу. Например, когда индеец племени оджибвеев хочет навлечь на кого-то напасть, он изготовляет деревянное изображение своего врага и вгоняет в его голову (или сердце) иглу или выпускает в него стрелу в уверенности, что стоит игле или стреле пронзить куклу, как враг почувствует в этой части тела острую боль. Если же он намеревается убить врага на месте, он сжигает и хоронит куклу, произнося при этом магические заклинания. Перуанские индейцы изготовляли из жира, перемешанного с мукой, изображения людей, которые им не нравились или наводили на них страх, а затем сжигали эти изображения на дороге, по которой должна была пройти жертва. Это называлось «сжечь душу».
Малайское колдовство заключается в следующем. Берутся обрезки ногтей, волосы, ресницы или слюна намеченной жертвы, так чтобы была представлена каждая часть тела. Затем из воска, добытого в заброшенных пчелиных сотах, изготовляется кукла. В течение семи ночей она медленно сжигается над лампой со словами:
О, я не воск, не воск растапливаю тут,
А сжигаю печень, сердце и селезенку такого-то.
После седьмого раза куклу окончательно растапливают, и жертва «умирает». Это колдовство сочетает в себе принципы гомеопатической и контагиозной магии, поскольку в изображении, изготовляемом по образу и подобию врага, содержатся части тела, некогда бывшие с ним в соприкосновении: ногти, волосы и слюна.
Гомеопатическая магия, прибегающая к посредству изображений, обычно практиковалась со злонамеренной целью отправить на тот свет нежелательных людей. Но она использовалась (хотя куда более редко) и с благожелательными намерениями, например, чтобы оказать помощь ближним. Она использовалась с целью облегчения родов или для дарования потомства бесплодным женщинам. У батаков (остров Суматра) бесплодная женщина, желающая стать матерью, изготовляет деревянную куклу, которую держит на коленях, полагая, что это приведет к исполнению ее желания. На островах Бабарского архипелага женщина, которая хочет иметь ребенка, приглашает мужчину (отца большого семейства) помолиться от ее имени духу солнца Упулеро. Из красной хлопчатобумажной ткани делают куклу, которую женщина заключает в свои объятия, как бы намереваясь кормить ее грудью. Потом приглашенный многодетный отец ловит курицу и, держа ее за лапы, прикладывает к голове женщины, приговаривающей: «О, Упулеро, возьми птицу и, умоляю тебя, пусть ребенок сойдет вниз в мои руки и в мое лоно». Затем он спрашивает женщину: «Пришел ли ребенок?» — на что та отвечает: «Да, он уже сосет». После этого приглашенный для молитвы мужчина кладет птицу на голову мужа бесплодной женщины и бормочет какие-то слова. В конце концов, курицу убивают и вместе с некоторым количеством бетеля кладут на место для домашних жертвоприношений. По окончании обряда по деревне разносится слух, что женщина родила, и друзья приходят ее поздравить. Мнимое рождение ребенка является здесь чисто магическим обрядом, направленным на то, чтобы путем подражания и мимикрии вызвать действительное деторождение. Кроме того, здесь налицо стремление сделать обряд более эффективным благодаря молитвам и принесению жертвы. Иными словами, магия перемешивается в данном случае с религией и от этого получает еще большую силу.
Некоторые из даяков с острова Борнео приглашают к роженице шамана, который пытается облегчить роды, массируя ее тело, то есть рациональным способом. Тем временем за пределами комнаты другой шаман прилагает усилия к достижению той же цели средствами, которые показались бы нам совершенно иррациональными. Он притворяется роженицей: большой камень, привязанный к его животу тряпкой, обмотанной вокруг тела, изображает ребенка в утробе матери. Следуя указаниям, которые выкрикивает его коллега на действительном поле действий (в комнате с роженицей), он передвигает воображаемого ребенка по всему телу, воспроизводя движения действительного младенца, пока тот не появится на свет.
Другой пример использования гомеопатической магии на благо людям — излечение и предупреждение болезней. Для излечения от желтухи древние индусы совершали тщательно разработанную церемонию, основанную на гомеопатической магии. Ее основная цель — перенесение желтизны на существа и вещи желтого цвета, которым она по праву принадлежит (например, на солнце), и передача больному от живого, сильного существа (например, от рыжего быка) здорового, красного цвета. Для этого жрец произносил следующее заклинание: «Пусть твоя сердечная боль и желтуха уйдут к солнцу. Цветом красного быка оденем мы тебя! На долгую жизнь мы завернем тебя в красные тона. Да пребудет этот человек невредим и свободен от желтого цвета! Да преисполнится он силой бычьей, чьим божеством является Рохипи, кроме того, быки и сами красные (rohinih). На попугаев и дроздов переводим мы твою желтуху, да еще на желтую трясогузку переводим мы твою желтуху». Чтобы влить розовый цвет здоровья в желтушного пациента, жрец, произнося эти слова, давал ему отхлебнуть воды, к которой была примешана шерсть красного быка, поливал водой спину животного и заставлял больного выпить ее, сажал его на шкуру красного быка и привязывал к нему кусок кожи. Древние также полагали, что стоит больному желтухой пристально посмотреть на морского бекаса, а этой птице — остановить на нем свой взгляд, и он вылечится. «Природа и темперамент этой птицы таковы,— писал Плутарх,— что она выманивает болезнь наружу и посредством взгляда принимает ее как поток на себя». Торговцам птицами это ценное свойство морских бекасов было хорошо известно. Они выставляли этих птиц на продажу тщательно закрытыми, чтобы какой-то человек, страдающий желтухой, не посмотрел на них и не излечился бесплатно.
Правило позитивной магии или колдовства гласит: «Поступай так-то, чтобы произошло то-то и то-то». Правило негативной магии (или табу) гласит: «Не делай того-то, чтобы не случилось то-то и то-то». Цель позитивной магии или колдовства — сделать так, чтобы желаемое событие произошло; цель негативной магии или табу — сделать так, чтобы нежелательное событие не произошло. Но предполагается, что оба последствия (желательное и нежелательное) имеют место в соответствии с законами подобия или контакта.
Особая ветвь гомеопатической магии специализируется па покойниках: согласно гомеопатическому принципу, вы можете с помощью костей мертвеца или вообще всего, тронутого дыханием смерти, сделать людей слепыми, глухими и немыми, как покойник. Например, когда молодой галело идет ночью на любовное свидание, он набирает на могиле горсть земли и посыпает ею крышу дома своей возлюбленной как раз над тем местом, где спят ее родители. Он воображает, что могильная земля погрузит их в крепкий, мертвецкий сон, и они не помешают его свиданию с возлюбленной. Сербские и болгарские женщины, которых раздражают тяготы супружеской жизни, прикладывают медную монету к глазам покойника, омывают ее вином или водой и дают мужьям выпить эту жидкость. После этого те делаются якобы столь же слепыми к прегрешениям своих жен, как покойник, к глазам которого монету прикладывали.
Иногда к гомеопатической магии прибегают, чтобы предотвратить зло путем подражания ему. Так стремятся перехитрить судьбу, подменив настоящее бедствие мнимым. На Мадагаскаре эта игра в прятки с судьбой возведена в систему. Судьба каждого человека, по местным верованиям, определяется днем и часом его рождения, и, окажись они несчастливыми, бед, грозящих этому человеку, можно избежать лишь путем их «извлечения» и «замены». Извлечь несчастье можно по-разному. Если, к примеру, человек родился в первый день второго месяца (февраля), то, когда он вырастет, у него, по поверью, обязательно сгорит дом. Друзья новорожденного стремятся заранее отвратить эту катастрофу: они строят в поле или в загоне для скота сарай и сжигают его. Чтобы обряд возымел должное действие, мать с новорожденным следует посадить в сарай, поджечь его, а затем вытащить их оттуда, пока сарай не обрушился.
Контагиозная магия исходит из того, что вещи, единожды находившиеся в соприкосновении, должны, будучи разъединенными, оставаться в симпатическом отношении. Что бы ни произошло с одной из них, то же должно произойти и с другой. Самый привычный пример контагиозной магии— магическая симпатия, якобы существующая между человеком и частями его тела, волосами или ногтями. Тот, кто имеет у себя чьи-то волосы или ногти, может будто бы на любом расстоянии навязать свою волю их владельцу. Это поверье распространено по всему миру. Например, у австралийских аборигенов во время обрядов инициации, которым каждый юноша должен подвергнуться, прежде чем он получит права и привилегии взрослого мужчины, бытует обычай выбивать один или несколько передних зубов. Происхождение и сущность этого обычая неясны. В данном случае нас интересует лишь вера туземцев в то, что после извлечения зуба из челюсти юноши между ним и его бывшим «владельцем» продолжает существовать симпатическая связь. Поэтому у некоторых племен района реки Дарлинг (Новый Южный Уэльс) выбитый зуб засовывали под кору дерева, растущего около реки или ямы с водой. Если зуб зарастал корой или падал в воду, причин для беспокойства не было. Но если он выступал наружу и по нему бегали муравьи, то юноше, по убеждению туземцев, грозила болезнь полости рта. Многие народы кладут вырванный или выпавший зуб в такое место, где его может найти крыса или мышь, в надежде на то, что благодаря симпатической связи, продолжающей существовать между зубами и их прошлым владельцем, его зубы станут столь же крепкими и прочными, как зубы этих грызунов. Почти все немецкие крестьяне придерживаются мнения, что вырванный зуб нужно засунуть в мышиную нору. Считается, что если поступить так с выпавшим у ребенка молочным зубом, то он на всю жизнь будет избавлен от зубной боли. Существуют также поверья, что и другие части и органы тела, будучи физически отделены от человека, пребывают с ним в симпатической связи. К таковым, например, относят пуповину и плаценту (детское место). Связь эта считается столь тесной, что часто судьба человека на протяжении всей жизни связывается с их судьбой. Жизнь ребенка сложится благоприятно, если пуповина или плацента находятся в сохранности. Если же им наносят повреждения или теряют их, страдает и ребенок.
Многие верят, что с помощью магии можно симпатически воздействовать на человека не только через одежду и остриженные волосы и ногти, но также через следы, оставленные им на песке или на земле. По всему миру распространено, в частности, поверье, согласно которому, повредив следы, вы наносите вред оставившим их ногам. Туземцы в Юго-Восточной Австралии верят, что они могут, положив на отпечатки ног острые куски кварца, стекла, кости или древесного угля, сделать человека хромым. У разных народов Европы бытуют приемы того же рода. У южных славян девушка берет землю из-под следов своего возлюбленного и наполняет ею цветочный горшок. Она сажает в него бархатцы — цветы, которые считаются неувядающими. Она верит, что, подобно тому, как растут, цветут и не увядают эти золотистые цветы, будет неувядающей и любовь ее милого. Предполагается, что любовные чары подействуют на юношу через посредство земли, по которой он ступал. На ту же идею симпатической связи между человеком и отпечатками его ног опирались древние датчане при заключении договоров: в залог верности договаривающиеся стороны окропляли следы друг друга собственной кровью. И в Древней Греции были в ходу суеверия такого же рода. Там, например, считалось, что лошадь, наступившая на след волка, не сможет больше ржать. А изречение, приписываемое Пифагору, запрещало протыкать отпечатки ног человека гвоздем или ножом.
Таким образом, можно сказать, что магическое мышление, идущее к нам из глубокой древности, предполагает существование неразрывной связи всего со всем во Вселенной.